Версия для слабовидящих

Школа №20

Меню сайта


Страничка логопеда


                                            «НАМ   НЕ   НУЗЕН   ЙАГАПЕД!»

 

Что такое заикание.

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате. Как правило, эти судороги распространяются  и на мышцы лица. Они могут быть различны по форме, по длительности и по частоте. У одного и того же ребёнка запинки могут возникнуть и в начале фразы и в конце её, в начале, в середине и в конце слова, на гласных звуках и на согласных. Однако, запинки, остановки и повторения нарушают плавное течение речи. При заикании также расстраивается дыхание. Ребёнок или говорит на вдохе, втягивая в себя  воздух, или, вдохнув воздух, закрывает рот и долго не может начать говорить, или перед началом фразы выпускает весь воздух и говорит на остаточном выдохе. Всё это сопровождается большим напряжением и вредно отражается на физическом состоянии ребёнка. В результате страдает и голос, теряя свою естественную окраску и звонкость, становясь глухим, тихим и сдавленным. Нередко при заикании бывают судорожные движения отдельных частей тела (рук, ног, головы). Сложность заключается в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими  людьми, невыгодно отличает его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность. Именно это и составляет главную трудность лечения заикания, так как надо исправить не только речь, но и перевоспитать характер ребёнка и оздоровить его психику. Заикание обычно появляется в возрасте от двух до пяти лет. В некоторых случаях оно может начаться и позже. Чаще всего это связано с поступлением в школу, когда происходит перестройка жизненного уклада ребёнка: на смену приходит учёба. Резко увеличивается нагрузка, предъявляются новые требования. Заикание может возникнуть и в переходном возрасте, когда идёт быстрый процесс формирования личности, когда происходит физиологическая и психологическая ломка организма. Почему же именно в раннем возрасте большой риск проявления заикания? Потому что именно с двух  до пяти лет возрастает риск проявления заикания. Так как именно в этом возрасте начинается активное развитие речи ребёнка, а расстройство речи не может проявляться до появления  самой речи. Не позже потому, что к  5-6 годам формирование речи в основном завершается  и тогда речь не так подвержена срывам, как в самом начале своего развития, когда она наиболее неустойчива и ранима.

Самые распространённые причины заикания.

Испуг.

Все случаи испуга, называемые родителями, перечислить практически невозможно, настолько они разнообразны. Ребёнок может испугаться грома, резкого гудка транспорта, животного (собаки, коровы, козы, гуся, петуха и т.п.), пожара,  лифта, но наиболее распространённое – это семейный скандал и т.д. Заикание после испуга проявляется по-разному. Иногда ребёнок после испуга перестаёт говорить совсем. Это состояние может длиться часами, а иногда и несколько дней. Когда же ребёнок после этого начинает говорить, у него проявляется заикание. Бывают такие случаи, когда непосредственно после испуга заикание не проявляется, а через несколько дней родители вдруг замечают, что ребёнок в некоторых словах либо повторяет начальный звук или слог, либо долго тянет его. Началось заикание.

Длительное психическое угнетение.

Психическое угнетение ребёнка может быть результатом неправильного воспитания в семье или неблагоприятной обстановки дома, в детском саду. Частые семейные скандалы при ребёнке, побои, запугивания, развод родителей. Бесконечные одёргивания, конфликты в детском коллективе – всё это, в конце концов, может вызвать заикание.

Болезнь.

Заикание может проявиться после любой длительной болезни, которая ослабляет организм ребёнка. В таких случаях, как и после испуга, заикание может возникнуть сразу или развиваться постепенно.

Эмоциональная перегрузка ребёнка.

Очень часто родители перегружают детей впечатлениями: часто водят в кино, на цирковые представления, детские утренники, разрешают ежедневно часами просиживать у телевизора и смотреть все передачи подряд. Стремясь скорее поделиться своими избыточными впечатлениями, ребёнок захлёбывается, глотает звуки, не договаривает слова, перескакивает с одной мысли на другую и легко сбивается. Появляются запинки. И если вовремя не принять нужных мер, запинки могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Тяжёлая форма дизартрии.

Под этим подразумевается стойкое неправильное, искажённое произношение нескольких или многих звуков. Трудности ребёнка в данном случае заключается в том, что сознавая своё неумение произносить звуки, он стесняется, начинает бояться этих звуков и «спотыкается» на них. В дальнейшем эти затруднения фиксируются и могут привезти к заиканию.

Речевая перегрузка.

Способный, и много говорящий ребёнок вызывает восхищение родителей и всех окружающих. Видя, что ребёнок легко и быстро запоминает стихи, рассказы, сказки, родители много читают ребёнку и заучивают с ним прочитанное. Часто стихи и рассказы берутся не по возрасту сложные. При каждом удобном случае родители демонстрируют «выдающиеся» способности ребёнка. В результате получается несоответствие между ещё не окрепшим речевым аппаратом ребёнка и чрезмерной речевой нагрузкой. Итогом может быть заикание.

Задержка речевого развития.

Она проявляется в том, что речь у ребёнка развивается со значительным запозданием. Так, отдельные слова могут появляться к трём годам. Обычно же в этом возрасте ребёнок должен уже свободно пользоваться простыми предложениями, а к пяти годам – развёрнутыми фразами. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя речи. Несоответствие мыслительных способностей и речевых возможностей может привести к заиканию.

Длительное общение с заикающимися.

В этом случае заикание возникает как результат подражания ( в случае, если это не близкий родственник). И если ребёнок долго находится в контакте с заикающимися, то в силу повышенной подражательной способности может начать говорить с запинками.

Однако все перечисленное чаще или реже, в большей  или меньшей степени может быть в жизни каждого ребёнка, но не у каждого могут вызывать заикание. Значит, это не причины,  а поводы, спровоцировавшие заикание. А причина – ослабленность нервной системы, которая может передаться по наследству.

В практике довольно часто приходиться сталкиваться с тем, что за логопедической помощью обращаются не сразу, а спустя несколько лет, когда заикание стало уже закореневшим. И на вопрос; «Почему поздно обратились к логопеду?»- слышишь ответ: «Мы думали само пройдёт.»Это прочное , но, к сожалению, ещё бытующее мнение приносит немалый вред. Если не принимать мер, то заикание с возрастом может только усиливаться. С возрастом оно начинает «обрастать» всякого рода «маскировочными» уловками. Кроме того,  появляются сопутствующие движения. Однажды при затруднении, случайно закрыв глаза, топнув ногой, или подняв руку к лицу, или сделав какое-либо  ещё движение, ребёнок заметил, что «трудное»  ранее слово он произнёс легко. Этого бывает достаточно, чтобы движение зафиксировалось в сознании как помогающее. Ребёнок начинает прибегать к нему в трудных случаях, считая, что это облегчает речь. Эти  сопутствующие движения закрепляются и становятся составной частью заикания. Так как заикание затрагивает  всю личность ребёнка, его поведение, характер, волю, то для его устранения требуется комплексное воздействие врача, логопеда и родителей. Логопедические занятия принесут желаемый результат только  в том случае, если кроме регулярных посещений логопеда, будет правильно организован быт ребёнка. Это, безусловно будет способствовать оздоровлению его  психики.

      

 

 

 

 

 

Занятия  по оказанию логопедической помощи детям в нашей школе проводят:
-Макарова О.Р., 
-Ядгарова С.Ш. 
-Лытнева Э.А.