Рекомендации психолога
Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками
Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов, ошибок в общении с подростками.
Основные психологические особенности подросткового возраста:
1. Обострение чувства взрослости;
2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
3. Жажда общения со сверстниками – группирование;
Рекомендации:
1. Уважаемые родители, как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».
2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что - то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же - раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.
3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»
5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.
8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.
Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка
1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
4. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).
6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.
а) выучишься - поступишь в училище;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать).
9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
Рекомендации психолога по общению с подростками:
- Уметь выслушивать подростка.
- Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.
- Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
- Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
- Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
- Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
- На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
- Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
- Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
- Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
- Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
- Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
- Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
- В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Как помочь ребенку, если он устал
Консультация психолога "Детям о дружбе"
Памятка родителям по профилактике суицида