Рекомендации логопеда
Специфика психолого-педагогичского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Первазивные - общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации.
Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как "зеркальные нейроны". Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания - совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека.
Первазивность – несколько нарушений, которые имеют врождённый характер (пернатальный, натальный,)
Симптоматика
- Нарушения социального взаимодействия
- Своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности.
- Своеобразие речевого развития
- Нарушение социального взаимодействия.
Аутос – сам с собой, с собой наедине. Общение нарушается по всем параметрам. Зрительный контакт – не выделяет людей – тяжёлые случаи), избирательный (если человек ему знаком), кратковременный контакт, прерывистый контакт, боковой зрительный контакт, контакт «сквозь», «аккуратно мимо». Причина – самый сильный сенсорный раздражитель – взгляд чужого человека.
Кроме зрительного – тактильный контакт. При тяжёлых случаях не позволяет прикоснуться, прижаться, сесть рядом.
В более лёгких – избирательный контакт ( на какое-то время); прерывистый контакт, кратковременный.
Нарушение эмоционального контакта ( не понимает эмоции чужих людей)
Не могут сами адекватно передавать свои эмоции.
- Своеобразие, ограниченность стереотипность интересов и деятельности.
Наличие феномена тождества – ребёнку требуются одинаковые условия (любая новизна принимается как знак минуса). Поведение в виде стереотипов.
Наличие своеобразных реакций: двигательных (моторных), сенсомоторных : хлопки, зажмуривание глаз, затыкание ушей, раскачивание на стуле, перебирание шнурочками, постукивание предмета о предмет, предмета о мебель, облизывание, обнюхивание, вытягивание губ в трубочку, анонирование, разрывание ткани и бумаги, вокальные звуки, кричать, визжать, начинают кашлять.
Речевые стимуляции ( звук в звук, тон в тон) – без осмысления, механическая стимуляция.
Игровая стереотипия – выстраивание предметов в ряд.
Бытовая стереотипия – только так как ему нравиться, обстановка одна и та же.
- Своеобразие речевого развития
Нарушение речевого контакта не формируется и может не сформироваться. В более лёгкой степени – эхолалия.
Отсроченное время реакции. (повторяет всё после 2 и более часов после занятия). Разговаривают как в рекламе: Галина бланка буль-буль- хочет есть. Чай беседа- чудное времяпровождения для всей семьи – хочет пить. Или, например, через 40 минут после того, как его спросили начинает повторять одно и то же.
Если у ребёнка вы заметили все три симптома в той или иной степени следует направить его на консультацию к психиатру. В направлении пишется
Диагноз РАС?
В уставе школы должны быть прописано, что школа имеет право работать с детьми с расстройством РАС. Для таких детей положен сопровождающий –это лицо с высшим образованием (психолог, логопед и др.) на срок от 6 месяцев до года. Оплата 0,3 ставки на одного ребёнка. Диагностический этап длиться 3 месяца – а больше это коррекционный этап.
- Синдром Каннера – это детский аутизм. Классический синдром (конституационное строение ( при закладке генов) наследственность. С первых дней жизни становится заметно, а к 2-2,6 годам все увидят этот синдром РДА.
Клиническое проявление симптоматики при синдроме Каннера происходит на 1-ом году жизни. Однако в поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: “Странный, не такой как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями - например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха.
При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки ( не протягивал ручки), а взятый - был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т.д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета. (Некоторые исследователи считают, что ригидность, жесткость и агрессивность при взятии на руки более характерны для тех детей, у которых в будущем развивается шизофрения, тогда как пассивность более присуща непроцессуальному синдрому Каннера).
Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к (разной степени) положительной динамике. Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания - у одних детей в 2-3 года, у других - в 5-7 лет. На этом этапе когда мама уходит (или отдаляется) это приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях - к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.
Прогноз при детском аутизме зависит:
- от тяжести собственно аутистических проявлений,
- наличия или отсутствия выраженных органических поражений,
- темпа развития интеллекта и речи,
- и времени начала лечения (патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего лекарства оказывают симптоматическое, “косметическое” действие; а медико-педагогичекая и психологическая помощь наиболее продуктивна на базовых этапах (до 5-7 лет) формирования личности).
- Атипичный аутизм (атипики) он бывает 2 форм:
1 форма – органический аутизм, атипичный аутизм органического происхождения : либо ЦНС, в период родов и т.п.
2 форма- атипичный аутизм процессуального генеза (например шизофренического процесса), т.к. при шизофрении есть короткий период нормального развития.
Шизофрения- наследственное заболевание, прогрессирует с возрастом усиливается. Самое главное увидеть, что ребёнок заболел психозом и вывести из него . Причины –плаксивость, возбудимость, нарушение сна и бодрствования. Шизофрения протекает 2 способами – шубообразно и вялотекущее.
Самое опасное –если родители обращаются к неврологам и они начинают лечить ноотропами – что категорически запрещено при психозах.
Ноотропы – это вещества, оказывающие специфическое влияние на высшие интегративные функции мозга, улучшающие память, облегчающие процесс обучения, стимулирующие интеллектуальную деятельность, повышающие устойчивость мозга к повреждающим факторам.
Во время острой стадии психоза возникает очаг в коре головного мозга, который подавляет всю кору. Лечение ноотропами стимулирует всю кору, тем самым разрастается сам очаг.
Во время психоза- врачами психиатрами назначаются нейролептики.
Нейролептики – это особые препараты, которые применяются при разнообразных психических расстройствах. Обычно эти препараты применяются для лечения психозов, невротических синдромов, а также как средство от галлюцинаций. Они помогают приостановить процесс, увеличив процесс ремиссии.
Шизофрения передаётся по крови через несколько поколений – предполагают что стресс может запустить шизофрению. Ухудшения наступают в 8 лет, 11 лет, 14 лет, 18-20 лет.
3.Синдром Ретта у девочек: т.к. хромосомное заболевание
Начинается обычно на 2 году жизни. Вдруг начинается утрата всех сформированных функций со временем и уходит ходьба. Симптом мытья рук или перебирание чего-то руками. Перестаёт себя обслуживать, суставы срастаются, костно-мышечная система атрофируется. Идёт активный регресс в 10-11 лет – летальный исход.
- Синдром Аспергера высоко эмоциональные аутисты.
Это лёгкая , мягкая степень аутизма, одарённые дети. О них обычно говорят – ещё не пошёл, а уже говорит. Повышенный интерес к технике, языкам, музыке, феноменальная память. К этому аутизму относятся такие гении как Менделеев и Ньютон.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ АУТИЗМ
«Красные флажки аутизма».
- Не реагирует или редко реагирует на имя.
- Постоянно или часто ведёт себя так, как будто не слышит обращённую к нему речь.
- Не улыбается или редко улыбается другим людям.
- Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12 месяцев.
- Нет лепета в 12 месяцев, нет слов к 16 месяцам.
- Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24 месяцев.
- Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
- Ограниченные интересы и особенности игры.
- Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям).
- Нарушено чувство самосохранения, снижен болевой порог.
Дифференциальная диагностика
- Нарушение интеллекта
- Сенсорные нарушения
- Речевая патология
- Эпилепсия
- Шизофрения
- Реактивные состояния.
При аутизме самое сохранное – это память. Сенсорные нарушения
(нарушения слуха, зрения) не реагируют на инструкции. Если подозрения возникают, что ребёнок не слышит – направляют на аудиаграмму. Делать её надо не менее 3 раз за месяц, чтобы понять что со слухом. так как во время
«мнимой опасности» ( новое помещение, новые люди, нет или отсутствие шаблона) ребёнок может отключать те функции, которые проверяются. Что приводит к тяжелейшим последствиям:подбираются очень сложные дорогостоящие очки, а ребёнок их смывает в унитаз, делаются операции, вшиваются усилители звука кохлеарные импланты – ребёнок начинает раздирать кожу в месте операции.
Реактивные состояния – нарушение поведения в результате психотравмы. Кататонический приступ – замирание.
Функции аутостимуляции
Восприятие изменяется и ребёнок вынужден вести себя так, а не иначе .Воспроизведение одного и того же поведения. Аутостимуляция необходима чтобы мозг жил. Аутостимуляция необходима и её прерывать нельзя. Мы должны найти причину, почему этот процесс начался. (подобрать наушники если звук шагов в помещении раздражает ребёнка, надеть маску если запахи вызывают сильную реакцию психоза, надеть тёмные очки если яркий свет или освещение помещения мешает ребёнку и он зажмуривает глаза, выключить музыку если реакция на неё слёзы – такому ребёнку вообще противопоказаны уроки музыки)
Самостимуляция. Активность замедляется, он пытается сам заставить активизировать мозг.
У нас в норме тоже есть аутостимуляция и мы начинаем себя стимулировать (качать ногой, жевать жвачку, крутить волосы и т.д.)
Уменьшить аутостимуляцию можно устранив причину.
Логопед высшей категории Махова Наталия Викторовна
Страничка ЛОГОПЕДА:
Рекомендации родителям по выявлению и преодолению ошибок на письме у младших школьников.
Учитель-логопед высшей категории Махова Н.В.
У детей в начальной школе всё чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чём идёт речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
Дисграфия – расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Дислексия – расстройство процесса чтения: ребёнок не может овладеть навыками чтения или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии.
Как обнаружить эти ошибки, отличить их от других, как они выглядят?
Дополнительные занятия по русскому языку, диктанты и чтение не только не решат проблему, а загонят её вовнутрь. Запущенная проблема может стать неразрешимой.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их – дело специалиста. Родители только должны знать их в «лицо».
Перечислим их.
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у.
- Ошибкисвязанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другим в устной речи часто отражается и на письме. Ребёнок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству ,что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, ё-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки ц ,ч, щ смешиваются как между собой ,так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
- Родители радуются, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам при письме: пропускам букв и слогов, недописанным словам.
- Большой процент ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), Луба (Люба).
- Слитное написание предлогов, раздельное – приставок, также является одним из признаков дисграфии.
- Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Ещё раз следует напомнить, что если ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
У ребёнка обнаружены признаки дисграфии. Что делать дальше?
Вот несколько советов
- На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут достигаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в том, что ребёнок это делал не в один приём, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
- Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя – какой он ваш ребёнок? Каковы особенности его характера поведения?
- Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему дадите, другой уже через 7-10 не будет знать куда деть руки и ноги. Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие внимания – всё это можно делать в любой обстановке – призовите фантазию.
Например:
- Убираясь на кухне, в комнате попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов) , где первым был бы звук С (или любой другой).
- Возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он за 1 минуту внимательно смотрел на дорогу, а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно.
- Придя с ребёнком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросите найти продукты на полке с определённым количеством звука или с заданным звуком; устроить соревнование – больше найдёт таких слов.
- Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
- Играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.
Если хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:
* ничего не делается по мгновению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;
* родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха;
* помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Ему надо помочь!
Вот то основное, что необходимо знать родителям, чтобы во время заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.