Версия для слабовидящих

Школа №20

Меню сайта


Воспитательная система


Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. 
   Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.
Значимость проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники коррекционной школы испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
      Цель воспитательной работы в нашей  школе: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Вся воспитательная работа, проводимая в классах, направлена на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям, этикету общения со сверстниками и взрослыми.
Это всё способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних  
     Основные направления воспитательной работы школы:

  1. Нравственное воспитание
  2. Личностное развитие.
  3. Физическое развитие. Охрана здоровья.
  4. Основы гражданского и патриотического воспитания.
  5. Трудовое воспитание.
  6. Основы социализации и общения.

    По данным блокам ведется совместная воспитательная работа учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах.
Формирование общечеловеческих норм нравственной морали (доброты, взаимопонимания,  милосердия, толерантности по отношению к людям).
Вопросы нравственности, духовности, гуманизма регулярно обсуждаются на педсоветах, классных часах и на уроках.
Традиционно проводятся родительские собрания по темам «Нравственное воспитание подростка», «Как уживаются добро и зло».
Организованно проходят посещения храмов г. Оренбурга и Оренбургской области, духовно нравственные беседы с отцом Василием;  
Постоянно участвуют педагоги и дети в «Богородице -Рождественских образовательных чтениях» 
На школьных мероприятиях по Формированию патриотизма, гражданственности у учащихся формируются знания о своем городе, области, государстве. Дети знакомятся с яркими примерами проявления уважения и любви к своей Родине, своим близким и старшим.
В практику воспитательной работы прочно вошли творческие дела краеведческого,  фольклорного характера: экскурсии в музей Гагарина, музей «Братство», Литературная гостиная, Музыкальная гостиная и т.д. 
Школа несколько лет поддерживает связь с Советом ветеранов Центрального района г. Оренбурга. Традиционно в мае каждого года в школе проводится Вахта памяти, мероприятия: «Поклон тебе, солдат России!», «Не быть войне», посвящённые Дню Победы.      
Очень надеемся, что проводимые мероприятия в этом направлении помогут детям в стремлении совершать хорошие поступки.

   Работа, направленная на Личностное развитие воспитанников, предусматривает формирование у них реальных жизненных планов, на развитие сопричастности, чувства общности с другими.
В школе развита система объединений дополнительного образования ЦЭВД, сотрудничаем с кинотеатром «Сокол», Детской школой искусств, ОДТДМ им. В.П. Поляничко
В школе налажена разнообразная содержательная внеурочная деятельность по самым различным направлениям:
 -спортивно-оздоровительная;                                                     
-трудовая;
-досуговая;
-художественно-эстетическая и т.д.
Множество творческих конкурсов (Дары осени, Конкурс художественного чтения, Любимой маме посвящаю, Огонь- друг или враг и т.д.) Традиционные мероприятия «День Знаний», «Тебе, Учитель мой, я посвящаю»,  «Самая прекрасная из женщин – женщина-мать».  Выпуск тематических  школьных газет.                                     

Особое внимание в работе школы уделяется охране здоровья и физическому воспитанию, воспитанию потребности в физических упражнениях и ответственности за своё здоровье.
Заслуживает внимания совместная работа социального педагога, педагога-психолога, учителя физической культуры по профилактике употребления психоактивных, наркотических веществ,  курения, употребления алкогольных напитков. Проводятся беседы по этой тематике: «Тропинка к здоровью», «Витамины в жизни человека», тренинги и т.д Организуются занятия с участием врачей различных областей медицины (сотрудничество с Областным Центром планирования семьи и репродукции, наркологическим диспансером). Праздники: «Осенний марафон», «Веселые старты», «Внимание! Дорога!».                                       
Регулярно проводятся спортивные соревнования: по футболу, настольному теннису, лыжам.
Таким образом, работа по охране жизни и здоровья, физическому воспитанию предусматривает формирование у школьников сознательного отношения к сохранению своего здоровья.
В процессе трудового обучения и воспитания  проходит максимальное приобщение учащихся к жизни, включение в социальную и трудовую среду. Дети с удовольствием дежурят по школе и в столовой, работают на пришкольном участке, ухаживают за цветами, 
Доброй традицией стал в школе ежегодный праздник труда. 
Мы считаем, что положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни формируется в процессе всех видов деятельности  и учебной и физической.    
Из-за недостатка социального опыта подросток не имеет необходимого арсенала коммуникативных средств. Дети  с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в общении и в то же время боятся его, поэтому трудно установить контакт с ними. У детей нарушена и продуктивность общения. Внешняя открытость, «прилипчивость», фамильярность являются заменителями подлинного общения, нацеленного на результат. Преодоление недоверия к миру через развитие коммуникативной деятельности  является одной из задач школы в  социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решение этой задачи возможно при формировании чувства защищенности, устойчивости и стабильности среды обитания. Это возможно благодаря ощущению принадлежности к большой школьной семье.     Большие и маленькие праздники: «Последний звонок»  «Праздник мам», конкурсы, выставки позволяют включать детей в разностороннюю деятельность.
Коллектив художественной самодеятельности «Звонкие голоса» является активным участником всех школьных мероприятий,  городских и областных конкурсов и фестивалей: «Мы можем всё», «Музыкальная карусель», «Искорка».                                                                                             
Участие детей в жизни школы формирует у них чувство  ответственности за порученное дело.                      
Однако не все пока получается в создании воспитательной среды для успешной социализации выпускников коррекционного учреждения. 
Необходима более четкая работа с неблагополучными семьями. Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации ценностей. 
Низкий уровень разработанности теории социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования 
Недостаточное материально-техническое обеспечение реализации программ.
В связи со специфическими особенностями здоровья не все дети могут быть охвачены внеурочной работой Дети из семей группы риска требуют постоянного контроля со стороны врачей, педагогов, социальных работников, а некоторые учащиеся не понимают значимости проводимых мероприятий (не идут на контакт с врачами)
Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени, т. е. среды коррекционной школы. Поиск новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности ребенка к быстро меняющейся жизни в социуме позволили нам предположить, что среда школы, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.
Учитель и воспитатель должен помочь детям с верой и надеждой заглянуть в будущее, научить их верить в себя и в свое Отечество!